Борьба за африканизацию церкви


image

     Переход к сравнительно массовому по масштабам освободительному движению нередко связан с обращением к религии.

     В Нигерии борьба против расизма в религиозной сфере связана с именем С. Кроутера. Сэмюэль Кроутер был возведен в сан епископа англиканской церкви 29 июня 1864 г. Он единолично руководил Нигерской миссией и единолично распоряжался ее значительными фондами. Он располагал широкими полномочиями и доказал, что справлялся с делами не хуже европейцев. При нем Нигерская миссия, начав фактически с нуля, имела в 1880 г. 11 церквей и более тысячи верующих.

     Нигерская миссия входила в состав Церковно-миссионерского общества (ЦМО) —миссионерской организации англиканской церкви со штаб-квартирой в Лондоне. В начале 70-х годов в Церковно-миссионерском обществе верх взяли расистские элементы, выступившие за сохранение руководящей роли европейцев в церкви. Против африканцев стали проводиться дискриминационные меры. Главной мишенью расистов был С. Кроутер. В 80-х годах полномочия епископа в Нигерии были ограничены. К нему был приставлен европеец, чтобы «конфиденциально информировать» Лондон о его действиях. В 1883 г. С. Кроутер был лишен права распоряжаться фондами Нигерской миссии.

     Кампанию против С. Кроутера и других африканских священников возглавил белый миссионер Грехем Уилмот Брук, ненавидевший африканцев и не называвший их иначе, как «воришки» и «подлые торгаши». В ходе «чистки» Брука между 1880— 1890 гг. из 15 священников-африканцев Нигерской миссии 12 были отстранены от исполнения своих обязанностей. В августе 1890 г. епископ Кроутер был публично назван лжецом и вся его предшествующая деятельность осуждена. В 1880 г. африканец Джеймс Джонсон, руководивший миссионерами в Абеокуте, был смещен со своего поста и заменен европейцем В. Фолкнером.

     Явная несправедливость со стороны руководства Церковно-миссионерского общества по отношению к епископу Кроутеру и Джеймсу Джонсону вызвала возмущение в Западной Африке. В Лондон поступили протесты из Бонни, Брасса, Лагоса, Сьерра-Леоне. Дело Кроутера стало делом Африки, ибо, по словам Джеймса Джонсона, был осужден не только престарелый епископ, но и весь континент в целом.

     Часть верующих африканцев предлагала порвать с ЦМО и образовать организационно самостоятельную африканскую церковь. К такому выводу пришел Джеймс Джонсон, ранее подчеркивавший свою верность ЦМО. Теперь он обвинил эту организацию в «разжигании пламени расовой ненависти» и заявил, что Нигерская миссия должна стать организационно самостоятельной.