Деятельность ОЗПА в 1897—1918 гг.


image

     Первый советский исследователь истории Ганы И. И. Поте-хин считал, что ОЗПА было организацией феодальной знати и являлось своего рода феодальной оппозицией колониальным властям. Он подчеркивал также, что общество не имело антиимпериалистической направленности.

     На первый взгляд ОЗПЛ действительно производит впечатление организации вождей и традиционных правителей. Они финансировали и в значительной мере контролировали деятельность Общества. Вместе с тем новая элита не была простым агентом вождей, исполнителем их воли. Она преследовала собственные цели. Именно представители новой элиты включили в программу ОЗПА идею о самоуправлении фанти, требование о создании общенациональной системы образования с упором на научную, сельскохозяйственную и промышленную подготовку учащихся. ОЗПА, по словам Д. Кейсли-Хейфорда, стремилось к тому, чтобы Золотой Берег располагал «хорошими портами и гаванями, газовыми заводами, водопроводами, железными дорогами». Вряд ли такие цели отвечали интересам вождей, объективная роль которых — защита таких отсталых традиционных институтов, как племя и община.

     В целом можно утверждать, что в основу деятельности ОЗПА легли идеи Д. А. Б. Хортона и других лидеров новой элиты, выступавших за образование нации.

     Вряд ли можно оспорить и утверждение, что именно новая элита обладала знаниями и качествами, чтобы вступить в политическую борьбу с колонизаторами. Вместе с тем не менее очевидно, что в XIX в. новая элита не могла пренебречь авторитетом вождей в традиционном обществе и их финансовой мощью. Отсюда союз между новой и традиционной элитой, в котором обе стороны были в равной мере заинтересованы.

     У ОЗПА немало заслуг перед своим народом. Общество доказало, что африканцы, если они действуют организованно и целенаправленно, в силах добиться существенных уступок со стороны колонизаторов. Руководители Общества пробудили у африканцев интерес к истории своей родины, а опыт подтвердил, что «в политической битве за существование знание истории страны, подкрепленное ясным пониманием законов ее народа»,— важное оружие. Сам факт превращения Национального политического общества фанти в ОЗПА, когда был обнародован билль о земле 1897 г., лучшая иллюстрация неразрывной связи между борьбой за культурное возрождение и подъемом национализма, ибо в борьбе за землю слились воедино экономические интересы и национальные устремления африканцев.

     Общество выдвинуло из своей среды целую плеяду деятелей общенационального масштаба, таких, как Д. Менса-Сарба, С. Р. Б. Атто-Ахума, Д. Э. Кейсли-Хейфорд. Оно придало африканской прессе откровенно националистический характер (подробнее об этом будет рассказано ниже).

     Вместе с тем не следует преувеличивать достижения ОЗПА. Оно не имело четкой политической программы, не выдвигало лозунга независимости, его цель — частичные реформы колониального режима. Общество не располагало поддержкой масс.