Другие движения за африканскую церковь


image

     В 1888 г. баптисты Можола Агбеби, Д. Ч. Воган и Сара Харден основали Баптистскую церковь Эбенезера. Ее ведущим деятелем стал Можола Агбеби — крупный общественный деятель и сторонник национализма в Нигерии конца XIX —начала XX в. Он давал при крещении африканские имена, вел службу на местных языках, ратовал за национальную одежду, обычаи и обряды.

     В 1891 г. примеру баптистов последовали энгликане, образовав Объединенную туземную церковь. Эта церковь пользовалась большим авторитетом среди йоруба и имела своих последователей практически в каждом селении. Она вела религиозную службу на йоруба, признавала многие африканские обычаи, включая полигамию, т. е. ее основатели пытались приспособить христианство к специфике африканского общества, вместо того чтобы разрушать его во имя торжества новой религии.

     В целом к 1917 г. в Нигерии насчитывалось 14 африканских христианских церквей со 175 тыс. верующих. Им принадлежало более тысячи церковных зданий в 12 провинциях. За ними шло до трети христиан йорубачи пятая часть всех христиан Южной

     Нигерии. Между 1892—1917 гг. число христиан в Южной Нигерии возросло в четыре раза. Это были главным образом последователи африканской церкви. В религиозной жизни коренного населения африканская христианская церковь становится крупной силой.

     Движение за африканизацию церкви — заметный этап в формировании национализма. Его характеризует в первую очередь стремление избавить христианство от концепции о европейском превосходстве. Это движение стало одним из первых проявлений политического протеста против белого господства и утверждений о «неполноценности» африканцев.

     Африканская церковь поддержала многие чисто политические выступления ранних националистов — в споре о земельной собственности африканцев в Лагосе, в вопросах об отношении к «Закону о подстрекательских нападках», о расширении избирательных прав коренного населения, о Национальном конгрессе британской Западной Африки. Собственно говоря, обычно одни и те же люди возглавляли и движение за африканизацию церкви и кампанию политического протеста против колониальных властей.

     Идеологически африканская церковь многое позаимствовала в доктринах «культурного национализма». В свою очередь, она содействовала укреплению национализма, издавая газеты, книги, используя музыку и поэзию йоруба в церковной службе.