Истоки африканского социализма


image

     Знакомство Тропической Африки с идеями социализма советские и зарубежные ученые относили к периоду после победы Октябрьской революции. Полагали также, что формирование концепции «африканского социализма» — это 50—60-е годы XX в. Последние исследования говорят о необходимости уточнить наши прежние представления. Имеются доказательства того, что в Западной Африке еще на рубеже XIX—XX вв. были знакомы с социализмом.

    Первое свидетельство таково. В библиотеке Ибаданского университета обнаружен документ, представляющий собой запись беседы 1897 г. анонимного автора с Дж. Бернсом, известным профсоюзным лидером Великобритании того периода.

     Автор документа отметил, что Берне в беседе коснулся проблемы социализма. Вот текстуальная запись этого места документа: «Мы поговорили о социализме, и он (Берне) сообщил мне, что это учение побеждает по всем линиям. Он дал мне две книги и несколько брошюр по этой проблеме…».

     В 1908 г. Э. Блайден опубликовал книгу «Африканская жизнь и обычаи», несколько глав в которой посвящены анализу социализма.

     Прежде всего Блайден пытался выяснить причины возросшего интереса к социализму. Вот как он их объясняет: «Производство в Европе носит в высшей степени общественный характер, но распределение — строго индивидуальное. Отсюда социальные беспорядки и недовольство. Пролетарии постоянно бастуют— мужчины и женщины добиваются как более высокой оплаты труда, так и более справедливого распределения результатов общественного труда, т. е. результатов, которые сообща дали капитал и труд».

     Бросается в глаза, что Блайден не только довольно верно определяет основные противоречия капитализма, но и свободно оперирует специальной терминологией: общественный характер производства, пролетарии, капитал, труд и т. д. Это по меньшей мере свидетельствует о знании рассматриваемой проблемы.

     Э. Блайден согласен с мнением социалистов, «что общество в целом должно быть безраздельным собственником и распорядителем земли, всего сырья, всех ценностей и ресурсов, накопленных в прошлом. Частная собственность должна быть отменена, передана обществу и служить общему благу».

     В целом, очевидно, что Э. Блайден исповедовал социализм реформистского толка британского образца. Естественно поэтому, что он не затрагивал принципиальнейших проблем социалистического учения — о диктатуре пролетариата, о возможности насильственного свержения власти капитала, о решающей роли рабочего класса в историческом развитии. Тем не менее остается фактом, что он признавал превосходство социализма над капитализмом.