Концепция «культурного национализма»


image

     Джорджа Джонсона и епископа Кроутера можно рассматривать как представителей первого поколения африканских националистов. Им на смену пришел Эдвард Блайден.

     Эдвард Уилмот Блайден (1832—1912) родился в Голландской Вест-Индии. Свое происхождение он ведет от ибо — одного из народов Нигерии. В 1850 г. эмигрировал из США в Либерию. Там получил образование, стал государственным деятелем (посол, министр иностранных дел), ученым и публицистом (издал 90 работ, включая 15 книги брошюр). Последние годы жизни провел в Сьерра-Леоне.

      Э. Блайден считал, что негроидная раса заставит себя уважать, создав крупное государство, которое, оставаясь в основе своей африканским, впитает в себя лучшие элементы европейской цивилизации.

     Э. Блайден мечтал создать единое государство в масштабе всего континента, но, понимая несбыточность таких планов в XIX в., выдвигал как программу-минимум объединение Западной Африки в одно государство.

     Хотя наследие Э. Блайдена изучено не полностью, следует признать его заслуги в провозглашении некоторых, основополагающих принципов африканского национализма, в частности: тезиса о единстве судеб народов негроидной расы; концепции «африканской личности»; положения об «извечно социалистическом» характере африканского общества; решительного протеста против тезиса о «неисторичности Африки»; лозунга «духовной деколонизации»; призыва к африканизации церкви и системы просвещения.

     Идею «культурного национализма» Э. Блайден провозгласил в ходе полемики с членами Антропологического общества, возникшего в Лондоне в 1863 г. Члены общества разделяли мнение, что каждая раса возникает в процессе эволюции из другой, более низшей. В построенной на этом принципе пирамиде рас негроидам отводилось низшее место, а европеоидам — высшее.

     Э. Блайден категорически возражал против ведущего положения членов Антропологического общества, выдвинув взамен тезис о равных, но самобытных расах. Он писал: «…европеоидная и негроидная расы не идентичны… Они — разные. Но, будучи разными, они равные».

      Описывая различия между расами, Э. Блайден говорил, что в европейском характере отчетливо заметны черты «жестокости и индивидуализма, конкуренции и воинственности, грубого материализма и культа науки». В характере африканца, по словам Э. Блайдена, отразились «более мягкие черты человеческой натуры». По Блайдену, «африканцы — раса богоискателей и проповедников. Европейцы — раса строителей империй и завоевателей».