Освобожденные африканцы


image

     С каждым годом освобожденных африканцев становилось все больше. К 1830 г. их число достигло 30 тыс. Начиная с этого года йоруба, или аку, как их тогда называли, стали ведущей группой населения колонии. Среди народа йоруба самыми многочисленными были представители племени эгба.

     Видный английский аболиционист Т. Ф. Бакстон приводит свидетельство главы медицинской службы Сьерра-Леоне У. Фергюссона о состоянии вновь прибывших освобожденных рабов. Это были жалкие, забитые люди.

     Освобожденные африканцы вначале использовались на общественных работах. Затем их наделяли землей и расселяли в деревнях. Помощи они не получали и поэтому попадали в кабалу к более зажиточным односельчанам. Распространена была система «ученичества» (apprenticeship) — завуалированная форма долгового рабства, длившегося от трех до семи лет. Основатели Сьерра-Леоне относились к освобожденным африканцам высокомерно, подвергали дискриминации.

     Освобожденные рабы столкнулись с огромными трудностями. Чтобы приспособиться к непривычным условиям, требовалось немалое мужество. Но именно в таких чрезвычайных обстоятельствах происходит быстрый разрыв с привычным, традиционным образом жизни и переход к новому. Это случилось, в частности, с нигерийцами, осевшими в Сьерра-Леоне. Спустя 15—20 лет они стали иными людьми.

     Многие из освобожденных африканцев приобрели новые — незнакомые традиционному обществу — специальности. Одни стали солдатами вест-индских полков (90% всего личного состава колониальных частей состояло из нигерийцев), другие — ремесленниками и торговцами, третьи — земледельцами, выращивавшими товарные культуры. Иными словами, они оказались втянутыми в товарно-денежные отношения капиталистического типа.

     Среди нигерийцев активно действовали миссионеры. Когда рушится привычный мир, легче воспринимаются новые религиозные верования.

     В 1836 г. из 36 тыс. жителей колонии 6,5 тыс. были христиане, остальные — последователи традиционных религий, мусульмане.

     В школах обучалось 6,8 тыс. детей. Практически в каждом селении был учитель. В 1816 г. в колонии было создано профессиональное училище, в 1820 г. — духовная семинария, в 1827 г. — колледж в Фура-Бей. Колледж готовил учителей и священников. К 1841 г. его окончили 39 человек.

     Из среды этих людей вышли не только учителя и священники, чиновники и торговцы, но и общественные деятели, внесшие свой вклад в формирование африканского национализма.