Отличия африканцев от европейцев


image

     Чем обусловлены отличия африканцев от европейцев? Э. Блайден полагал, что первопричина всего — географические и климатические особенности. Когда они суровы, складывается европейский тип — предприимчивый и энергичный, когда они благоприятны, формируется африканский тип, «живущий в контакте с природой». Подчеркивая врожденные отличия негроида от европеоида, Э. Блайден вводит в обращение термин «африканская личность», стремясь показать неповторимость и особый психологический склад жителей континента. Впервые этот термин он употребил, выступая во Фритауне в мае 1893 г.

     Печально знамениты строки Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток. И они никогда не сойдутся!» Блайден приходит к не менее пессимистическому выводу: «Африканец — это африканец, европеец —это европеец, и такими они будут всегда и всюду».

     Э. Блайден пришел к заключению: главная задача — любыми средствами сохранить самобытную культуру континента—основное богатство народа. «Душа расы проявляется в ее институтах, уничтожить эти институты — значит убить ее душу». В 1872 г. Э. Блайден выдвинул лозунг о «духовной деколонизации». Он призвал африканцев освободиться от духовного порабощения, на которое обрекло их восприятие европейской культуры. А «духовное рабство, — писал Блайден,— неизмеримо мучительней, чем рабство физическое».

     Так, Э. Блайден постепенно сформулировал основные положения того, что следовало бы назвать культурной программой раннего национализма. В сжатом виде они могут быть определены следующим образом:

  1. Негроидная раса имела в прошлом достижения, которыми вправе гордиться.
  2. Африка — единственное место, где африканцы и американские негры возродят свое величие.
  3. Африка обладает своеобразными социальными институтами, и прежде всего общиной. Община — институт, наиболее приспособленный к особенностям континента. Коллективный труд и распределение по потребностям — эти идеалы реализованы в общине. Большая семья и полигамия — лучшее решение социальных проблем, также осуществленное в рамках общины.
  4. Африканцы обладают врожденными особенностями, отличающими их от остальных народов и формирующими «африканскую личность».

     Эти принципы Э. Блайдена легли в основу движения, развернувшегося в Нигерии в защиту традиционной культуры. В африканских газетах появились статьи о том, что европейская цивилизация «угрожает уничтожить нас как расу», «первым делом мы негры, а потом уже христиане». Если прежде африканцы при крещении охотно принимали европейские имена и нередко гордились ими как свидетельством принадлежности к белым, то теперь они отказывались от иностранных имен, которые превращали их в «чужаков в собственной стране».

     Влияние концепции «культурного национализма» сказалось на первых публикациях нигерийских историков и этнографов. Вот основные из этих работ. Около 1885 г. (точная дата неизвестна) была опубликована на йоруба и английском книга Дж. О. Джорджа «Исторические заметки о стране йоруба и ее племенах». В 1896 г. издана работа Моисея Лиджаду «Мифология йоруба»; в 1899 г. Джеймс Джонсон напечатал статью «Язычество йоруба». В 1908—1909 гг. была опубликована серия статей Э. Г. Джонсона о погребальных обрядах йоруба.

     В 1901 г. в одной из местных газет появилось шесть статей Г. Атундалу под заглавием «Краткая история иджеша и других племен внутренних районов».

     Наиболее значительным исследованием того периода следует считать работу Сэмюэля Джонсона «История йоруба».