Реэмигранты и проблема независимости


image

     Большинство capo Лагоса с недоверием отнеслись к деятельности Джорджа Джонсона в Абеокуте. Они расценивали его взгляды как крайние и преждевременные. Это большинство шло за епископом Кроуте-ром, разделяя его убеждения.

     Сэмюэль Аджаи Кроутер (1808—1891), йоруба, был родом из селения Ошогун (Южная Нигерия). В 1821 г. он был продан в рабство. В 1822 г. мальчика отбил в море у работорговцев английский крейсер и доставил к миссионерам в Сьерра-Леоне. Мальчика крестили, и со временем он стал высокообразованным человеком. Его перу принадлежат первые научные исследования по языкам йоруба, ибо, нупе. Он осуществил перевод примерно половины Библии на йоруба. Он вернулся в Нигерию в качестве миссионера в 1845 г., а в 1864 г. был возведен в сан епископа и назначен главой англиканской церкви.

     С. Кроутер был убежден, что Африка середины XIX в. не может обойтись без руководства со стороны Европы. Он полагал, что даже колониальное порабощение отвечает интересам Нигерии. В середине 1851 г. С. Кроутер в Лондоне имел встречи с королевой Викторией, ее супругом, принцем Альбертом, министром иностранных дел Пальмерстоном и другими государственными деятелями Великобритании. С. Кроутер убеждал своих собеседников, что Великобритания должна осуществить захват Лагоса.

     И все же С. Кроутер не был безоговорочным апологетом всего европейского. Он никогда не забывал об огромном уроне, который нанесли Африке европейские работорговцы и поставщики джина. С. Кроутер был глубоко убежден, что в пропаганде христианства миссионеры-африканцы имеют больше шансов на успех, чем европейцы. Он первым призвал использовать в церковной службе отдельные африканские обычаи, чтобы сделать новую веру более привлекательной и понятной для миллионов коренного африканского населения.

     Но в целом в мировоззрении Кроутера преобладали настроения преклонения перед величием и мощью капиталистической Европы. «Африка не располагает знаниями и опытом, — утверждал он, — чтобы поставить себе на службу свои огромные богатства… На ее земле царят жестокость и варварство. В таких условиях выдвигать лозунг „Африка для африканцев!» — значит требовать для нее права на вечные времена оставаться невежественной и совершать акты жестокости и варварства. Без помощи извне наша нация не сумеет выбраться из нынешнего состояния».

     С. Кроутер частично изменил свои взгляды по вопросу о взаимоотношениях с Европой лишь в последние годы жизни. Убедившись, что среди белых миссионеров возобладали расистские взгляды, С. Кроутер присоединился к тем африканцам, которые выступали за африканизацию церкви.

     Кроутер стал основоположником буржуазного просветительства в общественной мысли Западной Африки, которое утверждало, что цель континента — копирование опыта Европы. С. Кроутер был в числе первых, кто попытался выразить отношение западноафриканцев к событиям, развернувшимся на континенте в середине XIX в. Наряду с общим просветительским направлением в его высказываниях содержались призыв к национальной консолидации африканцев, стремление к сохранению отдельных африканских обычаев, к расширению участия африканцев в управлении Западной Африкой (в частности, с помощью христианской церкви). Следовательно, в его взглядах можно установить зародыши национализма. И, самое главное, независимо от того, что он думал и говорил, как ни восхвалял он Великобританию, его собственная судьба, гонения, обрушившиеся на него со стороны белых расистов, стали толчком к крупнейшему общественному движению Западной Африки во второй половине XIX в.— борьбе за африканизацию церкви (это движение будет рассмотрено несколько позже).