Решение основать постоянную Панафриканскую ассоциацию


image

     На заключительном заседании 25 июля 1900 г. делегаты приняли решение основать постоянную Панафриканскую ассоциацию с местопребыванием в Лондоне и отделениями в других районах мира. Предполагалось, что ее общие заседания будут проводиться каждые два года. Очередную конференцию было намечено провести в 1902 г. в США. Президентом ассоциации был избран епископ Уолтере, почетными членами — император Эфиопии, президент Либерии и президент Гаити — главы трех независимых государств, населенных негроидными народами.

     Конференция приняла два документа: «Обращение Панафриканской конференции к народам мира» и заявление «О положении туземных рас».

     В первом программном документе содержится утверждение, что «проблема двадцатого века — расовая проблема». Эта фраза, как, впрочем, и некоторые другие, свидетельствует, что авторы программы стояли на позициях буржуазного национализма. К тому же они были националистами, еще не поверившими в свои силы и возможности. Отсюда — просительные нотки в словах, обращенных к великим державам; призывы к христианам всего мира о помощи; вера в то, что судьба угнетенных народов может быть изменена актами доброй воли. Отсюда — полное игнорирование классового аспекта проблемы и подмена его расовой. Идеал авторов документа — распространение принципов буржуазной демократии на народы Африки и Азии. Одновременно в программе содержались положения, направленные против империализма и колониализма.

     Авторы обращения осудили расовую дискриминацию большей части человечества. Признавая отсталость народов Африки и Азии, они подчеркнули то обстоятельство, что в прошлом эти народы внесли заметный вклад в мировую цивилизацию, а в будущем их роль станет еще более значительной. В обращении содержался протест против эксплуатации народов черной и желтой рас и призыв к этим народам отстоять в борьбе «свое бесспорное право» на полное и абсолютное равенство.

     Во втором документе, «О положении туземных рас», направленном королеве Виктории, содержался протест против притеснений африканцев Южной Африки и Родезии со стороны британских колониальных властей. Конференция осудила принудительный труд, сегрегацию, систему пропусков, практику лишения африканцев избирательных прав, установленные британскими властями в этих колониях.

     В целом следует отметить, что Первая панафриканская конференция не ставила вопроса о независимости в качестве безотлагательной необходимости, а добивалась равных прав для африканцев на колониальной службе, расширения их участия в социальной, общественной и экономической жизни колоний.

     Вместе с тем, выступив в защиту угнетенных, порабощенных колониализмом африканских народов, осудив наиболее вопиющие факты дискриминации африканцев и негров во всех сферах экономической, политической и культурной жизни, конференция объективно приобрела антиимпериалистическое звучание. К заслугам конференции должен быть отнесен тот факт, что она ввела в обращение термин «панафриканский». Кроме того, это был первый международный форум, на котором прозвучал голос протеста самих африканцев против жестокостей колониального правления.