Сьерра-Леоне в конце XIX в.


image

     В середине XIX в. Фритаун был признанным центром британской Западной Африки. Там обычно располагалась резиденция генерал-губернатора, когда в Западной Африке учреждалось единое руководство всеми английскими колониями. Там находились учебные заведения, дававшие лучшую, чем в других местах, подготовку. Там размещалось руководство миссионеров. В результате Фритаун оказался средоточием наиболее энергичных и грамотных африканцев, и именно в этом городе стали издаваться первые африканские газеты, выдвигаться политические требования и формироваться ростки национального самосознания.

     Однако в последней четверти XIX в. значение Сьерра-Леоне как центра раннего африканского национализма пошло на убыль. Тому было несколько причин.

     В отличие от Нигерии и особенно Золотого Берега, где новая элита искала союза с вождями, в Сьерра-Леоне лидеры раннего национального движения, креолы, противопоставили себя коренному населению и оказались в изоляции. В 80-е годы по экономическим интересам креолов ударил кризис в Европе. В этот же период Фритаун перестал быть центром по подготовке кадров для Западной Африки, ибо те немногие юноши из Нигерии и Золотого Берега, которые имели возможность получить высшее образование, предпочитали поступать в английские университеты вместо колледжа Фура-Бей. А после того как в 1896 г. был установлен протекторат над внутренними районами Сьерра-Леоне, значение креолов еще больше упало.

     В итоге к 1900 г. Сьерра-Леоне из общественно-политического центра британской Западной Африки стала ее периферией и авангард африканского национализма переместился в Лагос и Аккру.

    Выразителем умонастроений креолов в этот период был Сэмюэль Льюис. О С. Льюисе говорили, что «он более англичанин, чем сами англичане». Получив диплом юриста в Лондоне, он по возвращении во Фритаун стал ведущим адвокатом колонии. В 1882—1903 гг. он был членом Законодательного совета, в 1895 г. — мэром Фритаунского муниципалитета.

     Хотя С. Льюис был в дружественных отношениях с Э. Блайденом,   взглядов   они   придерживались   различных.   Идеалы

     С. Льюиса — христианство, право, усердный труд и умеренная жизнь. С. Льюис был буржуазным просветителем, т. е. выступал за копирование Африкой пути развития капиталистической Европы.

     Будущее Сьерра-Леоне, по мнению С. Льюиса, зависело от всестороннего развития сельского хозяйства и вовлечения в экономику страны десятков тысяч африканцев из глубинных районов. Поэтому С. Льюис выступал за «умиротворение» племен, постройку новых дорог, противодействие колониальной экспансии Франции.

     С. Льюис осудил антиколониальное восстание 1896 г., ход которого освещен в первом разделе данной главы.

     В последние годы жизни С. Льюиса сотрудничество креолов с британскими властями, чего он так упорно добивался, давало все больше трещин.