Третье поколение националистов


image

     На рубеже XIX—XX вв. усилилось движение протеста против чужеземного владычества. На смену господствовавшим прежде в умонастроениях идеям «культурного национализма» приходит понимание необходимости добиться расширения политических прав африканцев. Руководство национальным движением постепенно переходит от церкви к общественным деятелям. Эти перемены были во многом связаны с именем Герберта Маколи.

     Герберт Сэмюэль Хилас Маколи (1864—1946) был внуком епископа С. Кроутера. В 1890—1893 гг. Г. Маколи учился в Англии и получил диплом инженера. Вернувшись на родину, он несколько лет состоял на государственной службе, а с 1898 г. стал частнопрактикующим инженером, архитектором и землемером. В эти же годы началась его общественная деятельность. Он стал публиковать в газетах статьи, критиковавшие британские власти за ущемление прав африканцев. Он использовал, в частности, тот факт, что в договорах о включении в колонию Нигерию городов-государств йоруба было оговорено, что за ними сохраняется право на местное самоуправление. Англичане нарушили эти положения. Г. Маколи обвинил их в несоблюдении взятых на себя обязательств.

     Вся деятельность Г. Маколи была подчинена идее, что африканцы должны играть большую роль  в  управлении страной.

     Колониализм для многих нигерийцев ассоциировался с именем губернатора Ф. Д Лугарда, основателя системы косвенного управления в Нигерии, т. е. политики опоры на традиционных правителей. Система косвенного управления означала, что власти перестали заигрывать с новой элитой, как было в первые годы чужеземного господства. Теперь уже не в ней, а в вождях искали колонизаторы поддержки, теперь уже вождей, а не новую элиту подкармливала метрополия.

     Представители новой элиты в Лагосе привыкли считать себя подданными Великобритании, обладавшими такими же гражданскими правами, как англичане. Жители города не укладывались в колониальную схему, разработанную Ф. Лугардом, и он решил сломать «лагосскую вольницу», отбросив ее к статусу африканских племен.

     Ф. Лугард попытался урезать привилегии Лагоса. Он хотел лишить его самостоятельного управления, подчинив непосредственно вице-губернатору южных провинций. Он даже намеревался, правда безуспешно, перевести административный центр Нигерии из Лагоса в Кадуну (на феодальный Север). Он сузил прерогативы Законодательного совета. Раньше его полномочия распространялись на весь Юг. Лугард ограничил их территорией самого Лагоса, т. е. приравнял его к городскому муниципалитету. Он поставил под контроль властей школы, установил цензуру прессы.

     Отношение Лугарда к представителям новой элиты было высокомерным и пренебрежительным, в основе своей расистским. Он говорил: «Мне довольно-таки неприятно иметь дело с образованным туземцем… Меня раздражают его шумливость и бесцеремонность, а недостаток чувства собственного достоинства и благородства вызывают во мне отвращение».

     Опорой Г. Маколи в его оппозиции колониальным властям были capo.