Три поколения ранних африканских националистов


image

     Первое поколение олицетворяли Сэмюэль Кроутер и Джеймс Африканус Хортон, проповедовавшие идеи буржуазного просветительства. Для их взглядов характерны восхищение могуществом Европы и белого человека, покорившими Африку, и вера в христианские идеалы о равенстве людей независимо от цвета кожи. Программа буржуазных просветителей — отказ от африканской культуры и замена ее европейской.

     Второе поколение националистов, выразителями настроений которого стали Э. У. Блайден и Джеймс Джонсон, были приверженцами идей «культурного национализма», т. е. они были убеждены в том, что самобытная африканская культура не уступает европейской и что Африка сможет подтянуться до уровня Европы, не отказываясь от своего наследия.

     Третье поколение националистов, олицетворяемое Гербертом Маколи, выступало за реформы колониализма, стремилось к искоренению наиболее вопиющих его проявлений. Свой идеал оно видело в самоуправлении в рамках Британской империи.

     Но все три поколения ранних африканских националистов объединяло нечто общее — все они содействовали осознанию африканцами из разных племен общности своего происхождения, общности судьбы, общности цели. Их деятельность помогла африканцам со временем увидеть в колонизаторах своих заклятых врагов.

     Первые поколения националистов немало сделали для формирования африканских организаций и местной прессы. Общественные организации в Западной Африке прошли долгий путь. Вначале они носили благотворительный, специализированный характер, помогали своим членам приспособиться к европеизированному образу жизни. Но в недрах этих организаций зрели ростки национального самосознания, протеста против чужеземного порабощения. И со временем они стали политическими партиями. Важную роль играла радикальная часть прессы — она создала у читателей-африканцев образ враждебного, некомпетентного, расистского колониального режима. В итоге неизбежно возникало желание изменить этот режим.