Усиление дискриминации африканцев во всех сферах


image

     В середине XIX в. английские правители опирались на новую-элиту и ее представители немало сделали, чтобы упрочить господство своих колониальных владык. Однако на рубеже 70-х годов отношение к новой элите меняется. Чужеземные властители решили, что им выгоднее опереться на традиционную элиту — вождей и правителей. Эта тенденция усилилась в последней четверти XIX в. —эпоху колониального раздела континента.

     Империализм означал усиление дискриминации африканцев во всех сферах — политической, экономической, культурной. Колонизаторы провозгласили эру «политики белой гегемонии», и идеи африканизации церкви и государственных учреждений были отброшены. Все видные посты изымались у африканцев и передавались белым.

      В 1889 г. Церковно-миссионерское общество дало следующую оценку африканцев: «Они насквозь порочны. Это — создания, полностью отличные от нас, промежуточная стадия между людьми и животными. У них нет души, и они не способны к развитию». Известный колониальный деятель и писатель Гарри Джонсон утверждал, что все африканцы-христиане — «пьяницы, лгуны, воришки и нечистоплотные обжоры». Руководитель Африканского департамента форин офиса Хемминг заявил: «Образованные туземцы вроде Баннермана, Брю и им подобных — это проклятие Западной Африки».

     Дискриминация африканцев становится всеобъемлющей. В 1873 г. министр колоний Кимберли дал своим подчиненным следующее указание: «Мы можем спокойно использовать туземцев лишь на самых низших постах». Усилиями колонизаторов возводится стена между белыми и африканцами — отдельные кварталы для проживания, отдельные школы для детей и даже отдельные врачи. В 1902 г. министр колоний Д. Чемберлен заявил: «Любому здравомыслящему человеку совершенно ясно, что британские чиновники не могут доверять индийскому или туземному врачу».

     Естественно, что представители новой элиты встали на защиту своих интересов, попранных чужеземными владыками. Исторический парадокс состоял в том, что прослойка, созданная и выпестованная колонизаторами, выступила против своих «благодетелей».