Знакомство с социализмом


image

     Знакомство с социализмом Э. Блайден использовал для того, чтобы сделать парадоксальный вывод — то, за что борются лучшие люди Европы, давно реализовано в Африке. Он, видимо, был первым, кто заявил, что африканская социальная структура — «коммунистическая или кооперативная». В подтверждение своей мысли он привел следующее рассуждение. У африканского племени коллективная собственность на земельные и водные ресурсы. При африканской «системе» каждый человек имеет дом, достаточно пищи и одежды. В старости его ожидают забота и уважение, а не дом для престарелых. В результате среди африканцев нет и не может быть нищих. У африканцев нет армии, ц)лит и чиноьников, и они не должны трудиться, чтобы содержать «эти разрушительные и непроизводительные институты».

     Суммируя взгляды Э. Блайдена на социальную структуру африканского общества, можно, видимо, утверждать, что они сводились к следующим положениям:

а) африканское общество носит «извечно социалистический» характер;

б) оно было, есть и останется бесклассовым;

в) Африка минует капиталистический этап развития, и в ней не возникнут ни рабочий класс, ни буржуазия.

     В наши дни ученым хорошо известны заявления некоторых руководителей независимых африканских государств о бесклассовом характере их общества, о его «извечно социалистической» природе. Оказывается, эти аргументы Э. Блайден сформулировал еще 60—70 лет назад. Следовательно, истоки такого своеобразного явления, как «африканский социализм», также ведут к Э. Блайдену.

     Еще один западноафриканец высказал свое отношение к социализму. Это был житель Золотого Берега Д. Э. Кейсли-Хей-форд. В книге, опубликованной в 1911 г., он выразил уверенность в неизбежной победе нового, прогрессивного строя. Он писал: «Я признаю, что социальная система, порожденная прежней цивилизацией, уступит место коммунизму и социализму».

     Д. Кейсли-Хейфорд утверждал, что в Африке извечно действуют принципы социализма, ибо африканцы живут семьями, все члены которых сообща владеют всем имуществом. В Африке нет ни чрезмерно богатых, ни нищих.

     В рассуждениях Д. Кейсли-Хейфорда легко прослеживается влияние Э. У. Блайдена. В лице Кейсли-Хейфорда, следовательно, мы имеем последователя концепции «африканского социализма», разработанной Э. У. Блайденом.